Международные и междугородние пассажирские перевозки

Международные и междугородние пассажирские перевозки

Международные. Доставка пассажиров осуществляется из одного государства в другое. Перевозки отличаются большой протяженностью маршрута (от нескольких сотен до нескольких тысяч километров), значительными интервалами движения и специальными условиями, регламентируемыми международными транспортными конвенциями. Для международного сообщения используется воздушный, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Междугородные. Доставка пассажиров осуществляется между населенными пунктами различных регионов, автономных республик внутри одной страны. Перевозки отличаются большой протяженностью маршрута (от 50 до нескольких тысяч километров) и использованием комфортабельных средств передвижения. Для междугородного сообщения может использоваться воздушный, водный, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Пригородные. Доставка пассажиров осуществляется между населенными пунктами одной области или района. Перевозки отличаются средней протяженностью маршрута (до 50 км), большими интервалами движения, небольшим и нестабильным пассажиропотоком, который зависит от времени суток, сезона и других факторов. Для пригородного сообщения может использоваться железнодорожный (электропоезда) и автомобильный (такси, микроавтобусы, автобусы) транспорт.

Городские. Доставка пассажиров осуществляется в пределах одного населенного пункта. Перевозки отличаются незначительной протяженностью маршрутов (8-10 км), небольшими интервалами движения, плотным пассажиропотоком в определенное время суток. Осуществляются подземным (метрополитен) и наземным (автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи, такси) транспортом.Исторически сложилось так, что на наземный рельсовый транспорт в настоящее время приходится относительно малая доля внутригородских пассажирских перевозок. В Европе и Америке он не выдержал конкуренции со стороны частных автомобилей. Так, в настоящее время трамвайные сообщения функционируют примерно в 300 городах мира, тогда как между первой и второй мировыми войнами число таких городов было в 2 раза бóльшим.

Первые линии городского рельсового транспорта появились в Нью-Йорке в 1852 г., затем в Париже в 1853 г. Они проходили по улицам на уровне земли, не обособлялись от прочего уличного движения. Однако последние линии трамвая в Париже были закрыты в 1937 г., в Лондоне в 1961 г., чему способствовало наличие разветвленной сети метрополитена и автобусных маршрутов.

В настоящее время самым трамвайным городом мира является Санкт-Петербург. Ежегодно 2000 поездов трамвая перевозят по линиям общей протяженностью более 700 км около 1 млрд. пассажиров. На втором месте находится Москва с 1000 поездами трамвая, протяженностью линий 450 км и объемом перевозок около 400 млн. пассажиров в год. Трамвайные сообщения распространены в основном в городах Восточной и Центральной Европы. Наибольшим числом городов с трамвайным сообщением располагает Германия: здесь трамваи есть в 52 городах, причем в 20 из них численность населения не превышает 200 тыс. чел.

Городские администрации постепенно возвращаются к признанию общественного, особенно рельсового транспорта как действенного средства решения все осложняющихся транспортных проблем, важнейшей из которых является перегрузка улиц автомобилями, ведущая к образованию заторов, следовательно, к увеличению времени поездки, и загрязнению воздуха выхлопными газами. На первом этапе в столицах и крупнейших городах разных стран мира в расширяющихся масштабах строились линии подземного метрополитена. Затем и в менее крупных городах стали создавать сети метрополитена облегченного типа, линии которого частично проходили на уровне земли. И, наконец, в последнее время обратили внимание на трамвай, стоимость инфраструктуры и подвижного состава которого существенно ниже, чем метрополитена. Признаны такие достоинства трамвая, как высокая провозная способность и скорость движения поездов (при выделении обособленных полос), а также экологическая чистота (при принятии мер по уменьшению шумового воздействия на окружающую среду). Таким образом, возникли условия для возвращения трамвая в города.

В течение последних лет трамвай появился впервые или возродился примерно в 30 городах более 10 стран мира. До конца 2000 г. будет открыто еще более 10 трамвайных сетей, и до 100 проектов рассматриваются на пяти континентах, особенно в Азии, где потребности в общественном транспорте наибольшие. Однако в реальном осуществлении проектов лидируют США, где создаются 12 сетей, Франция (10) и Великобритания (4).

Похожие страницы: